Часы работы (по предварительной записи):
ПН-ВС с 9:30 до 21:00

+ 7 (915) 353-6960

Коррекция ЗПР (задержки психического развития)

 

Задержка психического развития – это диагноз, который характеризуется отставанием от нормальных темпов психического развития. Это значит, что некоторые психические функции мозга (память, внимание, эмоции, мышление) развиваются в своем собственном ритме, отличном от средних показателей, свойственных возрасту.

Диагноз ЗПР устанавливается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если признаки отставания сохранятся после окончания этого периода, есть повод говорить о природном инфантилизме или умственной отсталости.

Причины задержки психического развития

Рассматривая причины возникновения ЗПР, наследственный фактор отводится на задний план, поскольку дети с ЗПР чаще рождаются у здоровых родителей.

Главным образом на развитие ребенка влияет совокупность биологических и социальных факторов, возникших до его рождения и на разных этапах взросления.
К биологическим факторам влияния относится:

  • Трудная беременность матери (токсикоз, внутриутробная инфекция, отравление, гипоксия и т.д.).
  • Сложные роды (асфиксия, родовая травма, недоношенность).
  • Различные заболевания у ребенка в раннем возрасте (инфекции, травмы).
  • Генетическая предрасположенность.

Не менее важное влияние на развитие ребенка оказывают социальные факторы:

  • Психологические травмы, вызванные неблагоприятными условиями для жизни или стрессовыми ситуациями.
  • Ошибки в воспитании со стороны родителей.
  • Ограничение жизнедеятельности ребенка.

При этом снижения первичного интеллекта не наблюдается, но отсутствие полноценного развития способствует нарушению трудоспособности в процессе обучения в школе.

Характеристика состояния детей с ЗПР

Дети с ЗПР могут жаловаться на физическую слабость, быструю утомляемость, головные боли. Эти симптомы могут вызвать сильное эмоциональное переживание, что опять-таки способствует снижению памяти и внимания.

Несмотря на сохранность первичного интеллекта, эмоционально-волевая сфера остается незрелой. Поэтому таким детям свойственны два состояния:

  • Работоспособность – в этот период дети хорошо усваивают учебную программу.
  • Спад активности – в таком состоянии работоспособность падает, и ребенок может отказаться от работы.

Получается, что уровень активности зависит от самочувствия ребенка с ЗПР.

Важно заметить, что задержка психического развития может стать серьезным барьером в построении отношений со сверстниками. Таким детям трудно адаптироваться в новом коллективе, и вообще, в новой среде. Поэтому диагноз требует обширной психолого-педагогической поддержки.

Родители не должны расстраиваться, услышав подобное заключение. Но и мириться с диагнозом тоже не стоит. Если вовремя начать коррекционную работу с дефектологом, логопедом и психологом, то проблемы развития можно решить.

Комментировать