Часы работы (по предварительной записи):
ПН-ВС с 9:30 до 21:00

+ 7 (915) 353-6960

Расстройства аутистического спектра (РАС)

 

Расстройства аутистического спектра (РАС) – психологическая аномалия развития, при которой ребенок испытывает трудности в эмоциональном  взаимодействии с окружающим миром. Одним словом заболевание называется «аутизм».

Признаки аутизма у детей

Главный признак аутизма проявляется уже на первом году жизни — это нежелание идти на контакт с окружающими. На него указывают невербальные действия:  ребенок не смотрит в глаза взрослым, не просится на руки.

У аутичных детей наблюдаются нарушения двигательной активности, например:

  • специфическое вращение ручками на уровне глаз;
  • потряхивание предметами;
  • раскачивание тела;
  • непривычные повороты туловища.

Особенно ярко эти признаки проявляются, когда ребенок уставший или перевозбужденный.

Говоря об интеллектуальном развитии, у детей с аутизмом оно неоднозначное: среди них есть дети с нормальным, ускоренным или замедленным темпом развития. Кроме того, не редки случаи умственной отсталости в различной степени.

Одним из явных характерных признаков аутизма является нарушение речи.

Коррекционная помощь детям с РАС

О проблеме коррекционной терапии и помощи в социальной адаптации для детей с аутистическим расстройством в России говорят все чаще. Это происходит по причине увеличения численности таких учащихся в общих или специальных образовательных учреждениях. Такая форма обучения способствует наработке педагогического опыта, развитию дифференциальной диагностики и построению специальных коррекционных программ.

Сегодня коррекционная работа с детьми-аутистами, представляет собой комплекс педагогических действий, направленных на устранение или ослабление нарушений в физическом или психическом развитии.

Успешная коррекционно-воспитательная программа может быть построена при соблюдении таких принципов:

  • Системность. Строится обширная программа действий различной направленности. Все мероприятия взаимосвязаны между собой и проводятся систематично, в течение долгого времени.
  • Комплексность. Мероприятия, выбранные для коррекции состояния ребенка, производят совокупный эффект, то есть воздействуют как на психическое, так и на физическое развитие.
  • Целостность. Разработанные мероприятия направлены на личность ребенка в целом.
  • Социальная адаптация. Расширение границ общения ребенка с окружающим миром, выход за пределы привычной социальной среды.

Главная задача коррекционного комплекса для детей с диагнозом РАС состоит в их вовлечении в новые виды деятельности: общественной и индивидуальной; а также формирование естественной модели поведения.

Чтобы этого достигнуть, психологи рекомендуют вовлекать ребенка в игры с четким сценарием и неизменной последовательностью действий. Многократное участие в одних и тех же играх помогают детям избавиться от страхов и тревожности, способствует установлению доверительных отношений между детьми и взрослыми. Специалисты помогут родителям выработать правильную тактику воспитания, изучить приемы работы с аутичными детьми.

Главная рекомендация для родителей  – научить ребенка самостоятельности. Он должен уметь полностью себя обслужить: умыться, принять пищу, одеться и раздеться. Ни в коем случае не стоит отказываться от строгого распорядка дня.

Комментировать